Многопрофильный образовательный центр

Многопрофильный образовательный центр

Костромской государственный университет
Институт педагогики и психологии

г.Кострома, пос.Новый, д.1

Проведение лингвистических, психологических экспертиз и экспертных исследований



 

Психолого-лингвистическая экспертиза назначается в случаях, когда при выяснении важных для дела обстоятельств требуются специальные психологические и лингвистические знания.
Объекты исследования:

  • речь (устная, письменная; монолог, диалог);
  • текст;
  • речевая коммуникация, структура и техники ее построения (деловая беседа, совещание, переговоры и т.п.);
  • корыстные формы общения (реклама, ложь, эгоизм).

Задачи исследования при проведении независимой психолого-лингвистической экспертизы:

  • исследование стиля общения;
  • выявление искаженной информации;
  • исследование текстов и диалогов на наличие/отсутствие оскорблений, негативных сведений о личных, деловых и моральных качествах человека или группы людей;
  • исследование текстов-аннотаций на наличие/отсутствие в них призывов к экстремистской деятельности;
  • исследование текстов-аннотаций на наличие/отсутствие в них рекламы и пропаганды наркотических и психотропных средств.

Судебно-психологическая экспертиза назначается в случаях, когда при выяснении важных для дела обстоятельств требуются специальные психологические знания.

Объекты исследования:

  • особенности психики конкретного лица, в том числе индивидуально-психологические особенности личности, влияющие на юридически значимое поведение;
  • эмоциональное и иное психическое состояние человека;
  • психическая деятельность человека, в том числе в юридически значимой ситуации;
  • психические процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь).

Задачи исследования:

  • установление психического состояния исследуемого;
  • определение способности сторон, свидетелей и потерпевших (как взрослых, так и несовершеннолетних) правильно воспринимать юридичекски значимые обстоятельства и давать о них правильные сведения;
  • выявление обстоятельств, нарушающих адекватность восприятия;
  • установление способности (стороны в процессе, в том числе несовершеннолетнего) в полной мере осознавать значение своих действий и (или) в полной мере руководить ими;
  • определение личностных особенностей сторон в деле;
  • и другие.

Социально-психологическое исследование проводится в тех случаях, когда необходимо проанализировать психологический климат в группе, динамику организационного развития, особенностей взаимодействия в группе и иных случаях.

Социально-психологическая экспертиза проводится в области:

Управления кадрами, профессиональной ориентации, профпригодности – для проверки и поддержания стабильного эмоционального фона штатных сотрудников и потенциальных работников организаций;

Прогнозирования и мониторинга социальных реакций и поведения в период длительного пребывания в одном коллективе (при наборе в армию, формировании крупных туристических и научных экспедиций);

Судопроизводства для решения задач гражданских и уголовных процессов;

Изучения феномена «трудный ребенок»; воспитания, социальной адаптации и обучения таких детей;

Оценки психологического состояния пациентов при нахождении на стационарном или амбулаторном лечении. Способы решения задач подобного исследования представляют собой:

  • Тесты (например, всем известный тест Роршаха для исследования личности);
  • Опросники, или анкетирование;
  • Беседы, интервью;
  • Проекции;
  • Наблюдение;
  • Изучение продуктов творчества, интеллектуального и физического труда.

Заказать социально-психологическую экспертизу может и отдельно взятый человек для себя или своих знакомых, и предприятие для проверки сотрудников.

Информация, полученная благодаря психологической экспертизе и отраженная в заключении, используется по-разному: в личных целях для самостоятельной работы над собой или коррекции с помощью психолога, а также для принятия решений относительно личности при приеме на работу и т. д.

Психолого-педагогическая экспертиза ребенка и детско-родительских отношений проводится в тех случаях, когда необходимо дать рекомендации по определению места жительства ребенка/детей в случае проживания супругов раздельно или после расторжения брака, рекомендации о порядке общения родителей с ребенком /детьми и дальнейшем участии в их воспитании

Выявляет и исследует:

  • индивидуально-психологические особенности каждого из родителей,
  • индивидуально-психологические особенности ребенка, особенности и уровень его развития,
  • психологические особенности взаимоотношения родителей и ребенка,
  • психологическую систему привязанности ребенка,
  • возможность негативного влияния на ребенка индивидуально-психологических особенностей каждого из родителей и обстоятельств, связанных с проживанием с каждым из родителей,
  • чем обусловлены исковые требования родителя: заботой о соблюдении интересов несовершеннолетнего ребёнка или иными психологическими причинами или мотивами.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (в ситуации бракоразводного процесса)
Включает в себя:

диагностику психо-эмоционального состояния и личностных особенностей взрослого/ребенка,

диагностику взаимоотношений между родителями (родителем) и детьми (ребенком),

установление состояния и уровня развития психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления).

Результат:

психологическая характеристика состояния и личностных особенностей взрослого/ребенка на период обследования на основе полученных данных

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА для родителей (в ситуации бракоразводного процесса)
Включает в себя:

информирование родителей об особенностях реагирования ребенка в ситуации развода родителей,

коррекция взаимодействия родителя со своим ребенком,

психологическая помощь родителям и ребенку в отреагировании своих чувств в ситуации развода родителей.

Результат:

рекомендации родителю (родителям) о том, как вести себя с ребенком в сложной жизненной ситуации;

сохранение конструктивных отношений родителей с детьми/ ребенком;

минимизация психологических последствий для ребенка в ситуации разводящихся родителей.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕБЕНКА/ВЗРОСЛОГО

Включает в себя:

диагностику психо-эмоционального состояния и личностных особенностей взрослого/ребенка,

установление состояния и уровня развития психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления).

Результат:

психологическая характеристика состояния и личностных особенностей взрослого / ребенка на период обследования на основе полученных данных