Проведение лингвистических, психологических экспертиз и экспертных исследований
- Дмитрук Л.А. Дмитрук Л.А.
- Каменский П.И. Каменский П.И.
- Опекина Т.П. Опекина Т.П.
- Самохвалова А.Г. Самохвалова А.Г.
- Тихомирова Е.В. Тихомирова Е.В.
https://mpoc.ksu.edu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=11&Itemid=128#sigProId34761a965d
Психолого-лингвистическая экспертиза назначается в случаях, когда при выяснении важных для дела обстоятельств требуются специальные психологические и лингвистические знания.
Объекты исследования:
- речь (устная, письменная; монолог, диалог);
- текст;
- речевая коммуникация, структура и техники ее построения (деловая беседа, совещание, переговоры и т.п.);
- корыстные формы общения (реклама, ложь, эгоизм).
Задачи исследования при проведении независимой психолого-лингвистической экспертизы:
- исследование стиля общения;
- выявление искаженной информации;
- исследование текстов и диалогов на наличие/отсутствие оскорблений, негативных сведений о личных, деловых и моральных качествах человека или группы людей;
- исследование текстов-аннотаций на наличие/отсутствие в них призывов к экстремистской деятельности;
- исследование текстов-аннотаций на наличие/отсутствие в них рекламы и пропаганды наркотических и психотропных средств.
Судебно-психологическая экспертиза назначается в случаях, когда при выяснении важных для дела обстоятельств требуются специальные психологические знания.
Объекты исследования:
- особенности психики конкретного лица, в том числе индивидуально-психологические особенности личности, влияющие на юридически значимое поведение;
- эмоциональное и иное психическое состояние человека;
- психическая деятельность человека, в том числе в юридически значимой ситуации;
- психические процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь).
Задачи исследования:
- установление психического состояния исследуемого;
- определение способности сторон, свидетелей и потерпевших (как взрослых, так и несовершеннолетних) правильно воспринимать юридичекски значимые обстоятельства и давать о них правильные сведения;
- выявление обстоятельств, нарушающих адекватность восприятия;
- установление способности (стороны в процессе, в том числе несовершеннолетнего) в полной мере осознавать значение своих действий и (или) в полной мере руководить ими;
- определение личностных особенностей сторон в деле;
- и другие.
Социально-психологическое исследование проводится в тех случаях, когда необходимо проанализировать психологический климат в группе, динамику организационного развития, особенностей взаимодействия в группе и иных случаях.
Социально-психологическая экспертиза проводится в области:
Управления кадрами, профессиональной ориентации, профпригодности – для проверки и поддержания стабильного эмоционального фона штатных сотрудников и потенциальных работников организаций;
Прогнозирования и мониторинга социальных реакций и поведения в период длительного пребывания в одном коллективе (при наборе в армию, формировании крупных туристических и научных экспедиций);
Судопроизводства для решения задач гражданских и уголовных процессов;
Изучения феномена «трудный ребенок»; воспитания, социальной адаптации и обучения таких детей;
Оценки психологического состояния пациентов при нахождении на стационарном или амбулаторном лечении. Способы решения задач подобного исследования представляют собой:
- Тесты (например, всем известный тест Роршаха для исследования личности);
- Опросники, или анкетирование;
- Беседы, интервью;
- Проекции;
- Наблюдение;
- Изучение продуктов творчества, интеллектуального и физического труда.
Заказать социально-психологическую экспертизу может и отдельно взятый человек для себя или своих знакомых, и предприятие для проверки сотрудников.
Информация, полученная благодаря психологической экспертизе и отраженная в заключении, используется по-разному: в личных целях для самостоятельной работы над собой или коррекции с помощью психолога, а также для принятия решений относительно личности при приеме на работу и т. д.
Психолого-педагогическая экспертиза ребенка и детско-родительских отношений проводится в тех случаях, когда необходимо дать рекомендации по определению места жительства ребенка/детей в случае проживания супругов раздельно или после расторжения брака, рекомендации о порядке общения родителей с ребенком /детьми и дальнейшем участии в их воспитании
Выявляет и исследует:
- индивидуально-психологические особенности каждого из родителей,
- индивидуально-психологические особенности ребенка, особенности и уровень его развития,
- психологические особенности взаимоотношения родителей и ребенка,
- психологическую систему привязанности ребенка,
- возможность негативного влияния на ребенка индивидуально-психологических особенностей каждого из родителей и обстоятельств, связанных с проживанием с каждым из родителей,
- чем обусловлены исковые требования родителя: заботой о соблюдении интересов несовершеннолетнего ребёнка или иными психологическими причинами или мотивами.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (в ситуации бракоразводного процесса)
Включает в себя:
диагностику психо-эмоционального состояния и личностных особенностей взрослого/ребенка,
диагностику взаимоотношений между родителями (родителем) и детьми (ребенком),
установление состояния и уровня развития психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления).
Результат:
психологическая характеристика состояния и личностных особенностей взрослого/ребенка на период обследования на основе полученных данных
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА для родителей (в ситуации бракоразводного процесса)
Включает в себя:
информирование родителей об особенностях реагирования ребенка в ситуации развода родителей,
коррекция взаимодействия родителя со своим ребенком,
психологическая помощь родителям и ребенку в отреагировании своих чувств в ситуации развода родителей.
Результат:
рекомендации родителю (родителям) о том, как вести себя с ребенком в сложной жизненной ситуации;
сохранение конструктивных отношений родителей с детьми/ ребенком;
минимизация психологических последствий для ребенка в ситуации разводящихся родителей.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕБЕНКА/ВЗРОСЛОГО
Включает в себя:
диагностику психо-эмоционального состояния и личностных особенностей взрослого/ребенка,
установление состояния и уровня развития психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления).
Результат:
психологическая характеристика состояния и личностных особенностей взрослого / ребенка на период обследования на основе полученных данных